Областные леса: выкосят или вырастят?

Леса занимают 3/4 сухопутной части Ленинградской области. То есть составляют основной каркас экологического благополучия нашего с вами региона. Но иной раз едешь по дороге и диву даешься, сколько мимо проносится лесовозов. А встанешь на переезде, так либо поезд с нефтяными цистернами, либо с бревнами.

 

Создается впечатление, что весь лес просто косят и прямо из штабелей вывозят за границу. Корреспондент Общей газеты пытался выяснить, кто сегодня рубит областные леса и куда везут заготовленную древесину. Ведь каждого из нас волнует, останется ли хоть что-то следующим поколениям от нашего природного достояния.

 

Институт аренды

Сначала попытаемся понять, как сегодня устроена система управления лесами.

 

Согласно данным официальной статистики комитета по природным ресурсам Ленниградской области, более 90% земель лесного фонда 47 региона передано в аренду. То есть сдано предпринимателям или иным юридическим лицам для заготовки древесины, организации баз отдыха, разработки карьеров, прокладки линий электропередач и других линейных объектов, ведения охотхозяйства и под иные цели. На арендаторов ложится немало забот. Это и противопожарное обустройство лесов, и лесовосстановление, и строительство лесных дорог, и охрана лесов. В большинстве случаев срок аренды — 49 лет.

 

Всего действует 1411 договоров аренды. Это приносит значительный доход, часть которого идет на охрану лесов, защиту насаждений от вредителей, борьбу с лесными пожарами. Всего в прошлом году сумма арендных платежей в бюджет страны за пользование областными лесами составила 1,6 миллиарда рублей.

 

«Ленинградская область представляет собой образец интенсивного ведения лесного хозяйства. При этом крайне важно, что развивается не только лесозаготовка, но и другие сферы. Из-за близости к Петербургу очень востребованы базы отдыха в лесу. У этого направления большие перспективы. То есть на практике реализовано многоцелевое использование лесов, — сообщил корреспонденту Общей газеты заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Владимир Петров. — По целому ряду основных показателей регион занимает лидирующие позиции. И это не моя субъективная позиция. К такому выводу пришли эксперты природоохранных организаций».

 

Объем заготовки

 

То, что позиции лидирующие, мы с вами видим по нескончаемому потоку лесовозов. Так сколько все-таки рубят? И можно ли рубить в таком количестве без ущерба для природы? С этим вопросом мы отправились в комитет по природным ресурсам Ленинградской области.

 

Здесь нам объяснили, что в регионе утверждена расчетная лесосека или научно обоснованный объем древесины, который можно ежегодно вырубать, не нанося вред экосистеме. В прошлом году она составила 10,6 млн кубометров. Фактически же вырублено было меньше, только 7,2 млн кубометров. Из них хвойных 4 млн кубометров, мягколиственных — 3,2 млн кубометров. В этом году за первое полугодие заготовлено 3,2 млн кубометров.

 

«Основной принцип работы лесопромышленного комплекса — неистощительное лесопользование, — комментирует исполняющий обязанности начальника Департамента лесного хозяйства по СЗФО, до недавнего времени занимавший пост председателя комитета по природным ресурсам Ленинградской области Алексей Эглит. — То есть на месте каждого срубленного дерева должно вырасти новое. Важно и то, что мы стремимся по максимуму применять выборочные рубки, так как это позволяет минимизировать воздействие на лесную экосистему».

 

Действительно, если брать площадь, то можно увидеть, что половина рубок в Ленинградской области — выборочные. Хотя в процентном отношении сплошные вырубки дают основную массу заготавливаемой древесины.

 

Впрочем, промышленные рубки разрешены далеко не везде, ведь в нашем регионе есть две категории лесов: защитные и эксплутационные. Как понятно из названия первые выполняют роль зеленого буфера вокруг городов и водных объектов, а во вторых разрешена промышленная заготовка древесины.

 

Если посмотреть на карту, то защитных лесов 2,8 млн га., Эксплуатационных — 2,9 млн га. В первых в прошлом году заготовлено 2,9 млн кубометров, во вторых — 4,3 млн кубометров. При этом все специалисты лесной отрасли подчеркивают, что в защитных лесах ни в коем случае нельзя полностью запрещать вырубку леса.

 

«У нас у всех сегодня на глазах живой негативный пример Московской области, — сказал корреспонденту Общей газеты директор Центра защиты леса Ленинградской области Роман Глебов. — Там был введен полный запрет на проведение рубок, и это привело к катастрофической вспышке лесных вредителей. Теперь выделяются гигантские средства, чтобы хоть как-то изменить ситуацию в лучшую сторону».

 

Продолжая свою мысль, эксперт сравнил пилу лесоруба со скальпелем хирурга. Как пояснил Глебов, при обнаружении вспышки лесных болезней или вредоносных насекомых нужно как можно скорее удалить больные деревья, чтобы они не заразили здоровые.

 

Естественно корреспондент Общей газеты не смог удержаться от вопроса, как же тогда у нас вообще остались леса с Юрского периода. Ведь тогда не было ни лесопатологов, ни героев-лесорубов.

 

«Поймите, одно дело нетронутый лес. Там свои биологические ритмы и законы, — начал объяснять Роман Глебов. — Другое — леса, где ведется хозяйственная деятельность, куда вошел человек, где есть антропогенная нагрузка. Здесь ведется лесное хозяйство. Леса выращиваются как сырье для промышленности. И их нужно рубить, иначе ценнейший ресурс будет просто сгнивать. Не говоря уже о том, что сухостой — прямой путь к лесным пожарам. Только после лесозаготовок должно обязательно следовать лесовосстановление».

 

Лесовосстаноление

 

Ладно, допустим рубить можно и нужно. Действительно, сложно себе представить жизнь без продукции лесного комплекса. Некоторые лесозаготовители даже шутят, что именно их профессия древнейшая — ведь без дров наши предки не могли приготовить себе пищу. Но что должно происходить в лесу после того, как заготовленная древесина вывезена с делянки? А главное, что происходит на самом деле?

 

«Существует несколько типов лесовосстановления, — пояснили корреспонденту Общей газеты в Департаменте лесного хозяйства по СЗФО. — Первый и самый эффективный — высадка сеянцев. Второй — высев семян. Третий — содействие естественному возобновлению. И четвертый — комбинированный».

 

В первом случае все предельно понятно: в пропаханные борозды высаживается определенное количество молодых деревьев из расчета на гектар. Во втором тоже: при помощи специальной посевной трости в подготовленную почву вносятся семена. При содействии естественному возобновлению оставляют несколько крупных плодоносящих деревьев, семена которых разлетаются по делянке и прорастают самостоятельно. В этом случае участие человека на первом этапе сводится только к подготовке почвы. Комбиринованный — это одновременное использование двух последних способов.

 

В этом году план Ленинградской области по лесовосстановлению 17 тысяч га. При этом важно подчеркнуть, что в общем то леса и сами по себе неплохо восстанавливаются. Можно посмотреть на неиспользуемые сельхозполя. Они стремительно поглощаются лесами. Но ключевой момент здесь в породном составе. В нашем регионе наиболее ценные породы это сосна и ель. В меньшей степени береза. Самая дешевая древесина это осина. Природа так устроила, что как раз осина и вытесняет хвойные породы деревьев, если последним не будет помогать человек.

 

Именно поэтому высадкой деревьев или посевом семян лесовосстановление не заканчивается. Затем следует уход за молодняками: вырубаются кустарники и лиственные породы, на первых порах забивающие хвойные насаждения. И только на восьмой-десятый год этот «детский сад» официально переводят в покрытую лесом площадь. То есть он снова становится лесом. А еще лет через сорок сюда снова могут прийти лесорубы, чтобы заготовить древесину. Тот же самый огород, только урожай собирается не через несколько месяцев, а через 40-50 лет.

 

Так как большая часть областных лесов сдана в аренду, лесовосстановление ложится на плечи арендаторов. Это весьма заметная статья расходов и очевидно, что любой бизнесмен при удобной возможности постарается сэкономить.

 

«Конечно, такие случаи встречаются, — говорят в комитете по природным ресурсам Ленинградской области. — Лесничие проверяют все работы по лесовосстановлению. То, как они должны быть выполнены, прописано в проекте использования лесов. В тех случаях, когда арендаторы игнорируют свои обязательства, накладываются штрафные санкции. Если ситуация не исправляется — расторгается договор аренды. Эти случаи единичны, но без них, увы, не обходится».

 

Но в целом видно, что ситуация благополучная. В регионе проводятся все мероприятия для того, чтобы лесные богатства возобновлялись. Только в прошлом году высажено более 22 млн единиц посадочного материала. Все они выращены в областных лесопитомниках.

 

Важным событием для областных лесоводов стало строительство в регионе современного селекционно-семеноводческого центра под Лугой. Его мощности позволяют ежегодно выращивать до 8 млн единиц посадочного материала.

 

Весь процесс выглядит следующим образом. Сначала сюда привозят шишки сосны и ели. Их сушат и затем при помощи специальной машины извлекают семена. После этого они отправляются в Центр защиты леса Ленинградской области, где в специальной лаборатории проводится проверка всхожести и прочие параметры. В этом году проверено более 2 тонн семян.

 

Потом они направляются на линию, где их высеивают в специальные кассеты. Следующий этап: эти кассеты помещают в теплицу, где организован автоматический полив и поддерживается оптимальная температура. После того, как сеянцы подрастут, их перемещают на улицу, на так называемые поля закаливания. В итоге кассета с уже готовыми сеянцами попадает на упаковочную линию. И уже в коробках сеянцы отправляются на делянки, где их высаживают на месте срубленных деревьев.

 

Преимуществ нового центра несколько: во-первых, сеянцы с закрытой корневой системой можно высаживать не только весной и осенью, как в случае с обычным посадочным материалом, но и в течение всего лета. А это очень важно, ведь в последние годы весна резко переходит в лето и лесоводы просто не успевают провести лесовосстановление должным образом. Во-вторых, эти сеянцы обладают улучшенными генетическими свойствами, так как семена собраны со специальных плантаций. В-третьих, это почти стопроцентная приживаемость. Среди недостатков более высокая цена, но она компенсируется тем, что их нужно покупать меньшее количество и они дают лучший прирост.

 

Для примера мы попросили одного из арендаторов Выборгского района рассказать о том, сколько они восстановили лесов и во сколько это им обошлось.

 

«В этом году мы посадили лесные культуры с закрытой корневой системой на площади 112 га, — сказал нам директор одного из крупнейших лесопромышленных предприятий Выборгского района Владимир Ширшиков. — Ели высажено 135 тысяч штук и сосны более 15 тысяч штук. В общей сложности посадочный материал нам обошелся в 1,37 млн рублей. Плюс работа».

 

Переработка

 

То есть все в один голос утверждают, что следующие поколения без лесов не останутся. А что же с переработкой? Куда отправляется сырье?

 

«В Ленинградской области перерабатывается более 70% заготовленной древесины, — сообщил корреспонденту Общей газеты председатель союза лесопромышленников 47 региона Юрий Орлов. — Фактически производственные мощности позволяют переработать все 100%, однако оставшуюся часть сырья завозят из других регионов. Это элементарная оптимизация транспортных расходов».

 

Цифры это подтверждают: объем реализации продукции в первом полугодии составил 33,8 млрд рублей. При этом в модернизацию производств вложено более 1 млрд рублей.

 

Большей частью заготовленную древесину везут на предприятия нашего региона. Плюс еще сырье из соседних субъектов. Переработка дает заметный доход государству. За первое полугодие 2014 только налогов областными лесопромышленниками уплачено 1,4 млрд рублей, и большая часть из них пошла в областной бюджет. В целом объем производства на предприятиях лесной сферы составляет более 12% от всех обрабатывающих производств региона. При этом средняя зарплата в этой сфере более 38,6 тысяч рублей.

 

Лесные пожары

 

Лесные пожары представляют огромную опасность и для леса, и для человека. В считанные часы огонь может уничтожить огромные площади и привести к настоящей трагедии.

 

В этом году была крайне неблагоприятная лесопожарная обстановка. Снег сошел быстро, обнажив сухую траву. Это и стало причиной первой волны лесных пожаров. Огонь с горящих полей перекидывался на леса. Благодаря оперативным действиям областные лесничие смогли не допустить крупных лесных пожаров — все очаги были своевременно потушены.

 

В Ленинградской области работают 93 пожарно-химические станции лесничеств, в том числе 10 станций третьего типа — рассчитанные на ликвидацию самых серьезных пожаров. Возгорания в лесу существенно отличаются от бытовых, поэтому здесь применяется иная техника и требуется специальная подготовка. Только в тех случаях, когда лесные пожары угрожают населенным пунктам, а также в чрезвычайных ситуациях, привлекаются силы и средства противопожарной службы.

 

Второй пик лесных пожаров этим летом пришелся на вторую половину июля – начало августа. В этот период установилась аномально жаркая погода, что вместе с критическим понижением уровня грунтовых вод привело к очень непростой ситуации.

 

Но и здесь областные лесничие справились с вызовом. Все пожары, а это 491 возгорание, были вовремя потушены. Средняя площадь одного пожара составила 1,2 га.

 

«Это говорит об очень оперативном реагировании на лесные пожары, — комментирует президент фонда экологического образования Елена Тутынина. — Во многом этого удалось добиться благодаря внедренной комитетом по природным ресурсам системе раннего обнаружения лесных пожаров при помощи видеокамер, установленных на вышках сотовых операторов».

 

Незаконные рубки

 

Помимо лесных пожаров серьезную опасность нашим «зеленым легким» представляют «черные» лесорубы. Они уж точно не задумываются о лесовосстановлении. Для борьбы незаконной заготовкой древесины лесничие постоянно патрулируют областные леса. Только в прошлом году они провели более 20 000 рейдов. В среднем за один такой выезд лесничие осматривают порядка 300 га.

 

Специалисты подчеркивают, что это создает ощутимый «фактор беспокойства» для потенциальных нарушителей. За последние несколько лет в большинстве районов удалось практически полностью выбить «черных» лесорубов из лесов. Сложности остаются в Тихвинском, Бокситогорском, Кировском и Приозерском районах. Именно здесь развернулся фронт борьбы с браконьерами. Сегодня лесничествами совместно с полицией, прокуратурой разработан комплекс мер, чтобы полностью «выжить» воров из леса.

 

В прошлом году удалось задержать 112 «черных» лесорубов. Из них совместно с правоохранительными органами поймано 29 нарушителей. 40 человек понесли уголовную ответственность.

 

— Очень важно, что сегодня в лесах фактически невозможно незаконно заготовить больше одного лесовоза, — комментирует председатель Союза лесопромышленников Ленинградской области Юрий Орлов. — Ведь леса сегодня под присмотром и лесничих, и арендаторов лесных угодий. Очевидно, что для бизнесмена-лесопромышленника арендованный лес — это актив. И каждый владелец сделает все от него зависящее, чтобы не допустить воровства своего имущества.

 

Сегодня практически невозможно скрыть незаконную рубку. Работает многоуровневая система контроля: лесничие отслеживают ситуацию на вверенной им территории, а региональные и федеральные ведомства имеют возможность в любой момент проверить эту информацию. Ведь в их распоряжении данные спутникового мониторинга, где четко видно каждую рубку.

 

Конечно, спутниковые данные поступают с определенной задержкой. Но зато позволяют объективно оценивать ситуацию в лесах. Ведь на фотографиях из космоса видно все до мельчайших деталей. Таким образом, ни одна рубка не остается незамеченной.

 

По проблемным районам администрацией Ленинградской области совместно с полицией и прокуратурой разработан план декриминализации лесной отрасли. Он уже полным ходом реализуется в Тихвинском районе. Это и ночные проверки транспортных накладных у всех без исключения лесовозов, и совместные рейды комитета государственного экологического надзора вместе с прокуратурой, и тщательные проверки работы лесозаготовителей, и оперативные мероприятия, направленные на разработку организованных преступных групп.

 

Безусловно, проблемы лесного комплекса сегодня не ограничиваются одними только незаконными рубками. Есть еще вопросы с так называемыми спорными участками. К сожалению, нередко в лесах можно встретить кучи мусора. Справедливости ради отметим, что основная причина этому — сотни тысяч горожан, стихийно выезжающих отдыхать в областные леса.

 

Но в целом картина в лесной сфере выглядит достойно. Успехи нашего региона и в лесовосстановлении, и в эффективном вовлечении земель лесного фонда в хозяйственный оборот, и в борьбе с лесными пожарами неоднократно отмечались на федеральном уровне.

 

Пообщавшись с экспертами, лесопромышленниками, чиновниками и экологами, можно сделать вывод, что лес сегодня используется рационально. Радует и то, что развивается отечественная переработка и должное внимание уделяется восстановлению лесов. Поэтому можно смело утверждать, что следующие поколения без леса не останутся.

 

lenles.info